Кносский дворец Крит

Кносский дворец Крит фото

Совсем недалеко от современного города Ираклиона, раскинувшегося на легендарном острове Крит, находятся развалины самого известного и популярного среди туристов памятника древнегреческой архитектуры Кносского дворца. Несмотря на неумолимый ход времени, многочисленные землетрясения, грабежи и войны, стараниями археологов на свет появились руины гигантского здания, которое довольно часто упоминается в мифах и легендах. Раскопки Кносского дворца и реставрационные работы начались еще на заре ХХ века, руководил ими известнейший в те времена археолог Артур Эванс. Именно благодаря этому человеку, современные путешественники могут увидеть место, где при помощи нити Ариадны, великий греческий герой и правитель Афин Тесей, смог победить Минотавра и не затеряться в огромнейшем лабиринте.


Кносский дворец Крит



Ученые выделяют два периода существования дворца. Первый относится к 2000—1700 годам до н. э., называется он «раннедворцовым», тогда был возведен дворец, который был разрушен землетрясением в 1700 году до н. э. После этого на месте руин минойцы построили новый дворец, именно этим шедевром минойской архитектуры «позднедворцового» периода можно полюбоваться и сейчас. Вообще, на пике расцвета своей цивилизации, в 1700—1450 гг до н. э., минойцы достигли замечательного мастерства в архитектуре, живописи, инженерных технологиях, чему ярким свидетельством является Кносский дворец.



Это самый большой из дворцов, построенных минойцами: его площадь составляет 130х180 метров, он включает в себя более тысячи комнат и залов различного назначения. По сути своей это была не просто резиденция царя и высших сановником, а административный и экономический центр, вокруг которого раскинулся город Кносс.



Посещение Кносса начинается с западного входа во дворец и продолжается по кругу. Войдя, посетитель попадает в западный двор, который разделен тремя дорогами в форме треугольника. Это место носило священный характер, что видно и из существования двух низких алтарей.



Перед нами выделяется частично восстановленный западный фасад дворца. Слева от нас мы видим три отверстия цилиндрической формы, «Катушек» по Эвансу. Это своего рода емкости для ритуальных жертвоприношений, проходившие на западной террасе. Наибольшей роскошью в западном крыле отличался Тронный зал. Правда, разместиться в нем могло не более 16 человек. Гипсовый трон с высокой спинкой и по сей день стоит в этом зале. Это самый древний трон в Европе.Отдельно располагались помещения для царской семьи. Правительственные покои состояли из светлых комнат, которые украшали настенные росписи. Фрески писались по сырой штукатурке красками.

Основная достопримечательность Кносского дворца – кроваво-красные колонны, которые в искусствоведении получили название “иррациональные”. Они не расширялись книзу, как в постройках других древних народов, а наоборот – сужались. Каждая такая колонна сверху завершалась капителью в форме круглого валика. На нем располагалась квадратная плита, которая поддерживала деревянный потолок. Колонны Кносса не уподоблялись растительным прототипам, как, например, в архитектуре древнего Египта и Персии, где они имели форму тянущихся вверх стеблей папируса или лотоса. Критские мастера не стали подражать природе и обнажили сущность колонны всего лишь как опоры.
Другая интересная особенность Кносского дворца – огромные лестницы. Построены они были из больших каменных блоков и выглядят весьма современно. Центральная лестница, которая ведет к частным жилым помещениям, имеет дренажный канал. Он собирает сточные воды из каменных желобов, которые проложены по всему дворцу. Кроме этого, под полами комнат археологи обнаружили разветвленную канализационную сеть, состоящую из глиняных труб малого и большого диаметров. По одним трубам во дворец поступала питьевая вода, которая хранилась в специальных цистернах, из других наполнялись ванные и бассейны, третьи использовались для отвода отходов из уборных. Еще одна интересная особенность Кносского дворца – отсутствие окон. Их с успехом заменяли так называемые световые колодцы – значительные по площади проемы в потолке. Иногда они во всех перекрытиях располагались один под другим. Свет через проемы проходил вплоть до первого этажа. При этом создавалась различная степень освещенности комнат. Также световые колодцы служили своего рода "кондиционером", так как обеспечивали естественную вентиляцию помещений. Обогрев здания в зимнее время осуществлялся при помощи специальных переносных печей.
Продолжая прогулку, посетитель обнаруживает с правой стороны, на нижнем уровне, остатки додворцовой эпохи (до 2000 до н.э.) и даже раньше, с неолитского периода.Перейдем к западному входу во дворец с пропилей и продолжим через коридор путь к югу Пропилеи. Стены коридора были украшены фресками, часть которых встречаются ниже Южной Пропилеи.
Поделитесь с друзьями
Назад
Вперед
Закрыть